Часть 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТЕКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ

Кроме того, прокатившиеся по Европе крестовые походы обернулись благом для Венеции, богатой, торговой республики. Практичные и деятельные её жители осуществляли перевозки и снабжение войск. Им доставалась и львиная доля добычи. Хитрый правитель Венеции Энрико Дандоло в 1204 году использовал по назначению очередной Крестовый поход и добыл в покорённом Константинополе секреты стеклодувов. Среди захваченных художественных сокровищ византийские стеклянные чаши и кубки, до сих пор хранящиеся в соборе св. Марка. Эти изделия, возможно, послужили венецианским мастерам образцом для подражаний. Этому способствовали и сами византийцы, доставленные в республику в качестве своеобразного живого «трофея». После взятия крестоносцами Константинополя Венеция  остаётся единственным мировым центром стеклоделия.    

Стремительный взлёт искусства венецианского стекла начался с XIII века, когда ремесленники образовали «гильдию» — своеобразный производственно-творческий союз. В 1268 году они устроили первую в мире выставку стекла. Горожане дивились их искусству: красочным бусам, графинам, флаконам.     Венецианское стекло вскоре стало стоить дороже золота — и неудивительно, ведь средневековой знати нравилось всё яркое, экзотическое и блестящее.     

  Правительство Венецианской республики оценило успехи гильдии по-своему. Оно не только запретило мастерам выезжать за пределы Венеции, но и не разрешило продавать даже битое стекло, которое до той поры охотно покупали соседние государства, стремясь наладить собственное производство. Сенат Венеции специальными указами строжайшим образом оберегал достояние республики - секреты стекольного мастерства.     

В 1291 году было приказано: разрушить все стекольные печи в других итальянских городах, подвластных тогда Венеции, а печи из Венеции перенести за два километра от города, на остров Мурано, под предлогом пожарной безопасности. По существу, это был дипломатический ход, позволяющий сохранить приоритет и профессиональные секреты стекольного мастерства.    

Подобные указы оборачивались для художников заточением, хотя и почётным: на желающих уехать с острова налагались непомерные штрафы. Труд стеклоделов приносил Венеции большие доходы и мировую славу. Их изделия служили драгоценным предметом венецианской торговли.

 Вот тонкий звенящий бокал с лёгкой гравировкой. В его высокой ножке —  причудливое переплетение разноцветных нитей. Как они попали туда? Из чего сделаны?     Едва ли можно найти уголок в мире, где стекло более подвластно воле человека, чем в Венеции. Стекло, похожее на застывшие во времени и пространстве солнечные лучи, на океанскую волну, на осколки неба.

      Выражение «венецианское стекло» стало нарицательным. Его употребляют при высокой оценке художественных достоинств произведений из стекла. И не случайно крупнейшие музеи мира гордятся работами безымянных мастеров-стеклоделов Венеции наряду с полотнами прославленных живописцев — их современников: Тициана, Тинторетто, Карпаччо, Веронезе, Джорджоне. Особенно замечательны изделия XVI века — подлинно «золотого века» венецианского стекла.

       В 607 году возникла Венеция, и там сразу же появились стекольные мастерские. Согласно археологическим исследованиям, венецианцы производили стекло начиная с самого переселения на острова лагуны, где они спасались от варваров еще во времена поздней Римской империи.       

       С 1Х века Венеция начала конкурировать с Константинополем. Венецианские мастера разработали собственные секреты составов и методов изготовления стекол. Хорошо известны венецианская мозаика и витражи, украшающие церкви в самой Венеции и в Северной Италии.     

       Письменные свидетельства стекольного производства в Венеции относятся к Х веку.    А начиналось все за глухими стенами монастыря, где бенедиктинские монахи тысячу лет тому назад решили делать стеклянные фляги для своего знаменитого ликера. Их опыты по выплавке стекла, обогащенные секретами беглых византийских стеклоделов, привели к невиданному расцвету ремеслаКроме того, прокатившиеся по Европе крестовые походы обернулись благом для Венеции, богатой, торговой республики. Практичные и деятельные её жители осуществляли перевозки и снабжение войск. Им доставалась и львиная доля добычи. Хитрый правитель Венеции Энрико Дандоло в 1204 году использовал по назначению очередной Крестовый поход и добыл в покорённом Константинополе секреты стеклодувов. Среди захваченных художественных сокровищ византийские стеклянные чаши и кубки, до сих пор хранящиеся в соборе св. Марка. Эти изделия, возможно, послужили венецианским мастерам образцом для подражаний. Этому способствовали и сами византийцы, доставленные в республику в качестве своеобразного живого «трофея». После взятия крестоносцами Константинополя Венеция  остаётся единственным мировым центром стеклоделия.    

Стремительный взлёт искусства венецианского стекла начался с XIII века, когда ремесленники образовали «гильдию» — своеобразный производственно-творческий союз. В 1268 году они устроили первую в мире выставку стекла. Горожане дивились их искусству: красочным бусам, графинам, флаконам.     Венецианское стекло вскоре стало стоить дороже золота — и неудивительно, ведь средневековой знати нравилось всё яркое, экзотическое и блестящее.     

  Правительство Венецианской республики оценило успехи гильдии по-своему. Оно не только запретило мастерам выезжать за пределы Венеции, но и не разрешило продавать даже битое стекло, которое до той поры охотно покупали соседние государства, стремясь наладить собственное производство. Сенат Венеции специальными указами строжайшим образом оберегал достояние республики - секреты стекольного мастерства.     

В 1291 году было приказано: разрушить все стекольные печи в других итальянских городах, подвластных тогда Венеции, а печи из Венеции перенести за два километра от города, на остров Мурано, под предлогом пожарной безопасности. По существу, это был дипломатический ход, позволяющий сохранить приоритет и профессиональные секреты стекольного мастерства.    

Подобные указы оборачивались для художников заточением, хотя и почётным: на желающих уехать с острова налагались непомерные штрафы. Труд стеклоделов приносил Венеции большие доходы и мировую славу. Их изделия служили драгоценным предметом венецианской торговли.

 

(с) copyright˚ 2008 все права защищены и принадлежат Murano-Club. Копирование и использование данных материалов возможно при размещении ссылки на www.murano-club.biz как на источник.