ВЕНЕЦИАНСКИЕ (МУРАНСКИЕ) ЗЕРКАЛА

Муранские мастера первыми научились варить вполне прозрачное стекло. Они же нашли способ, как из стеклянного пузыря делать плоский лист. Они могли уже взяться за разрешение той задачи, которая была не под силу всем прежним стеклоделам: изготовить стеклянное зеркало.    

И вот получилось так: есть полированная металлическая дощечка, и есть стеклянный лист. Надо только их плотно соединить друг с другом, и тогда получится хорошее зеркало.    Но как соединить эти столь разные материалы? В холодном виде их никак не скрепить. Попробовать спаять? При остывании стекло наверняка треснет: ведь стекло и металл расширяются по-разному. Для того, чтобы стекло не треснуло, надо было нанести на него очень тонкую пленку металла.    Задача оказалась довольно трудной, но всё же ее разрешили. На гладком куске мрамора разостлали листок олова и полили его ртутью. Олово растворилось в ртути, получилось то, что называют амальгамой. На нее наложили лист стекла, и серебристая блестящая пленка амальгамы, толщиной с папиросную бумагу, плотно пристала к стеклу.      

  Так сделали первое настоящее зеркало.     

В Мурано производством зеркал занималась корпорация братьев Dal Gallo «согласно секретному методу», в соответствии с которым техника выдувания была заменена литьем, и стекла как для зеркал, так и для окон получались способом литья жидкого стекла в прямоугольных формах, называвшихся quari — куари.     

Зеркала производились как декоративные, так и функциональные, различных размеров для стен, для комнат и карет, туалетные и ручные, в рамках, с деревянными ручками по моде той эпохи или в серебряной оправе. Зеркальная пластина могла быть гладкой с расписной или резной обратной стороной.     Венеция долго сохраняла способ выработки зеркал в глубокой тайне. Дворы государств всей Европы, а задними и все богатые и знатные люди в продолжение целых двухсот лет выписывали зеркала из Венеции, платя за них большие деньги. Подарить зеркало считалось в те времена верхом щедрости. Когда в 1600 г. французская королева Мария Медичи выходила замуж, Венецианская республика преподнесла ей в дар зеркало — лучшую работу муранских мастеров. Зеркало было совсем небольшим — величиной с книгу, — а оценивалось в сто пятьдесят тысяч франков. Правда, оно было вставлено в драгоценную раму.    

 Зеркало стало как бы знаком богатства. Самый последний дворянин, не желая отставать от других, отказывал себе во всем, но покупал себе крохотное зеркальце.
     Все подобные технологические приемы рождались спонтанно в результате непредвиденных ошибок, случайностей, но затем использовались с художественной целью и доводились до виртуозного качества. (с) copyright˚ 2008 все права защищены и принадлежат Murano-Club. Копирование и использование данных материалов возможно при размещении ссылки на www.murano-club.biz как на источник.