«MILLEFIORE» , АГАТОВОЕ СТЕКЛО , «FILIGRANO , «VETRO RETICELLO

«Millefiore» — «тысячи цветов» или «La murins» — «ля мурина» иначе техника с мурринами — оно же мозаичное стекло.     Производство этого необыкновенно красивого стекла было окружено тайной. Появилось оно в XVI веке, когда стекольные мастера начали производить изделия, имитирующие античные римские сосуды из murrha —плавикового шпата, разноцветного полупрозрачного камня. Возможно, эта знаменитая венецианская техника с мурринами, была придумана дочерью Анджело Баровьера —  Мариеттой.     Эта техника предполагает сначала приготовление “canna millefiori” — «трубки из тысячи цветов» — цилиндра из нитей и слоев разноцветного стекла, который в разрезе представляет собой узор наподобие звезды. У русских стеклоделов это называется «венецианская нить». Эта нить в дальнейшем нарезается на кусочки, которые и называются «мурринами». «Муррины» различными способами вводят в стеклянную массу, потом производится выдувание и формирование самого изделия. Растягиваясь при выдувании, они образовывали сплошной узор «тысячи цветов», причем намеренно сохранялась неравномерность, а раскалывание жгутов наискось вызывало причудливое растягивание узора, напоминающего текстуру малахита или агата. Отсюда названия: малахитовое, агатовое стекло. Венецианцы любили использовать один и тот же цвет для стеклянной массы и жгутов, что создавало загадочный эффект глубины рисунка.        

Таким образом, изделия, выделанные из мозаичного стекла, получаются похожими на пёстрое поле, сотканное из звёздочек, розеток и прочих фигур. Даже простое и недорогое изделие, такое как — кулон или браслет, выполненное в этой технике, необычайно эффектно.          

Вершиной мастерства венецианских стеклоделов признаны дроты толщиной 8-10 мм, в поперечном сечении которых можно разглядеть портрет типа камеи либо иной рисунок. Вероятно, это делалось тем же способом —растягиванием первоначально набранной стеклянной мозаики в тонкие нити.    В XIX веке техника миллефьори была снова восстановлена в производстве венецианского стекла, Тогда же муранские мастера научились изготавливать пресс-папье в виде стеклянных шаров, в толще которых были видны цветки с миниатюрными лепестками, стеблями и листьями. Они также получили название «миллефьори» и с огромным успехом повторялись на французской фабрике Баккара и в русском «мальцовском хрустале» конца XIX в. В советское время «венецианской нитью» блестяще овладели старейшина художественного стекла М.С.Вертузаев, ленинградский мастер-выдувальщик Б.А.Ерёмин.       Агатовым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату. Агатовое стекло представляет большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии агат составляет одну группу с халцедоном и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования яшмового и халцедонового стекла.        Самым знаменитым оказался прием, получивший название «стеклянная вить», или «венецианская филигрань», — по аналогии с техникой декорирования ювелирных изделий из драгоценных металлов. Красота подобных изделий состоит в переплетении множества тончайших цветных стеклянных нитей, уложенных параллельно, переплетенных в виде сеточки или перекрученных в ажурный кружевной орнамент.  

«Filigrano» — филигрань — самая сложная и  рафинированная техника обработки стекла, изобретенная в Венеции в XVI веке и впоследствии распространившаяся по Европе, особенно популярная в XIX веке.         Судя по сохранившимся образцам, время изобретения филигранного стекла совпадает с утверждением ренессансных форм в венецианском стеклоделии.        Декор, достигаемый с помощью этой техники, состоит из ряда нитей из молочного, опалового или цветного стекла, протянутых внутри стеклянного предмета. Основой этой техники являются трубочки из стекла, которые могут быть как прямыми, то есть, протянутыми параллельно, так и переплетающимися между собой.       Техника изготовления теперь не представляет секрета, однако и современным мастерам самого высокого класса трудно добиться такой тонкости и плотно-белой окраски нитей. Суть этой техники заключается в предварительном изготовлении молочно-белых жгутов, которые устанавливаются в пустотелом стакане — вдоль его рифленых стенок. Затем в этот стакан вдувается «баночка» — стеклянный пузырь, заготовка будущего изделия. Дротики вплавляются и полностью закатываются, утопляются в стенки «баночки», после чего набирается еще один, наружный, слой стекла. При выдувании изделия белые дротики растягиваются и образуют тонкие молочные нити, «неизвестно как оказавшиеся» между стенок сосуда — вазы или блюда. При выдувании с вращением нити спирально закручиваются. Если они направлены в одну сторону — это называется vetro a fili — «стекло в ниточку».    

Если операция исполнена дважды с пересечением нитей в разных направлениях — возникает эффект «сетчатого стекла».   

«Vetro reticello» — сетчатая филигрань — это другая разновидность филигранного стекла. Результатом этого способа обработки является декор, похожий на тонкую сеточку, которая содержит маленький пузырек воздуха в каждом ромбе, образуемом пересечением стеклянных палочек, содержащих нити молочного или другого цвета.     Венецианские мастера этим не ограничивались, они использовали сложные, орнаментированные дроты и жгуты, сами по себе требующие изобретательного изготовления с использованием сплетенных нитей разного цвета.    

«Vetro retorti» — «плетеное стекло» — скрученная филигрань — один из вариантов филигранного стекла. Этот тип декора получается в результате использования прозрачных стеклянных палочек с перекрученными нитями молочного или цветного стекла. Весь расчет строился на пластичности стеклянной массы; при выдувании, растягивании, перекручивании, рифлении цветные нити растягивались до такой степени, что превращались в мерцающую паутину. Это действительно становилось чудом, и не посвященный в секреты технологии человек невольно застывает в удивлении, не понимая, как такое может быть сделано.     Эта техника известна и под названием «занфирико» по имени Антонио Санкуирико, антиквара, который в первой половине ХIХ века заказал огромное количество изделий из стекла в этой технике.   

(с) copyright˚ 2008 все права защищены и принадлежат Murano-Club. Копирование и использование данных материалов возможно при размещении ссылки на www.murano-club.biz как на источник.